Военную технику стянут к таджикско-афганской границе по плану ОДКБ
13 дек 2024, 13:48
По периметру таджикско-афганской границы, которая растянулась почти на 1,5 тыс. километров, сохраняются риски, связанные с террористическими организациями и наркотрафиком, несмотря на то что ситуация в Афганистане постепенно стабилизируется. Сама граница проходит в труднодоступной горной местности, поэтому обустроить ее должным образом проблематично. Этот вопрос был поднят и решен в рамках ОДКБ – участники организации разработали и утвердили целевую программу по укреплению границы. Документ окончательно приняли на саммите в Астане 28 ноября 2024 года, при этом впервые инициатива была выдвинута еще 11 лет назад, но все это время не удавалось достичь консенсуса.
Сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ в Астане. источник фото: пресс-служба ОДКБ.
«Программа рассчитана на пять лет, начиная с 1 января 2025 года. Она предусматривает три этапа: первый – организационный, включающий планирование и подготовку. Второй – мероприятия по доставке вооружений и военной техники в приграничные районы Таджикистана, а также технических средств для погранвойск Таджикистана. А третий этап – это полное оснащение всего периметра таджикско-афганской границы», - уточнил в беседе с редакцией CentralAsia.news эксперт-международник, доцент кафедры Международных отношений, мировой политики и дипломатии КФУ Альберт Белоглазов.
Он добавил, что принятие программы – это большой прогресс. По словам эксперта, практически на всех саммитах ОДКБ и ШОС рассматривалась проблема таджикско-афганской границы, но конкретных программных документов до сих пор не существовало.
«В 2021 году обе эти организации даже провели совместный саммит в Душанбе 17 сентября, то есть сразу после бегства США из Афганистана, и обсуждали в основном проблемы безопасности приграничных регионов. Однако четкого и конкретного плана выработано не было», - добавил Белоглазов.
Сработают ли меры?
Готовность стран-участниц ОДКБ работать сообща по вопросу укрепления таджикско-афганской границы и новый план значительно повысят уровень безопасности в регионе. По словам Белоглазова, толк от реализации разработанных мер определенно будет. Во всяком случае это значительно упростит работу России, которая ранее самостоятельно держала данный вопрос на контроле.
«И если ранее Россия своими силами в двустороннем формате укрепляла эту границу и в целом безопасность Таджикистана, поставляя технику и вооружения либо бесплатно, либо по льготным ценам, обучала кадры Пограничных войск. Также большую роль в этом процессе играла и играет 201 база вооруженных сил РФ в Таджикистане. Теперь же в процессе будут участвовать все страны ОДКБ, за исключением Армении, «заморозившей» свое членство в организации», - добавил эксперт.
Он также признал, что укрепление границы осуществляется на фоне параллельного смягчение риторики - страны ОДКБ не закрываются, а, напротив, готовы к налаживанию отношений с Афганистаном.
Курс на сближение
Сотрудничество с Кабулом уже выстраивается.
«Переговоры Таджикистана и Афганистана о нормализации отношений, безусловно, идут. Они не только возможны, но и весьма необходимы, учитывая протяженную границу в 1344 километра и таджикское население в Афганистане, составляющее около четверти населения страны. Из прочих региональных субъектов, конечно, в первую очередь это важно для Узбекистана, также граничащего с Афганистаном», - пояснил Белоглазов.
Он добавил, что активный диалог с афганскими властями ведет и Россия. Эксперт отметил, что афганские делегации в предыдущие годы неоднократно посещали проходившие в стране мероприятия - Петербургский экономический форум, Восточный экономический форум во Владивостоке, Международный экономический форум России и стран-участниц Организации исламского сотрудничества в Казани, а также Форум «Российская энергетическая неделя» в Москве.
«Но наиболее ярким свидетельством усилий России по нормализации отношений с Афганистаном является работа Московского формата консультаций по Афганистану. Так, на пятой встрече этого формата 29 сентября 2023 года в Казани Россию представлял спецпредставитель Президента РФ по Афганистану Замир Кабулов, а на шестой 4 октября 2024 года в Москве – министр иностранных дел Сергей Лавров. Афганскую же делегацию возглавлял и.о. министра иностранных дел Афганистана Амир Хан Моттаки», - отметил Белоглазов.
Амир Хан Моттаки (слева) и Сергей Лавров (справа) источник фото: пресс-служба МИД России.
Он также напомнил об официальной позиции Москвы, которая настроена поддерживать прагматичное сотрудничество с нынешним правительством Афганистана в интересах безопасности и экономического развития региона.
На смену угрозам придет диалог?
Для стран Центральной Азии и России взаимодействовать с Кабулом важно, чтобы купировать такие трансграничные угрозы, как наркотрафик и терроризм.
«И хотя с региональными радикальными исламистскими группировками нет и не может быть никаких переговоров, но талибы (движение «Талибан» признано террористическим и запрещено в России) уже более трех лет руководят Афганистаном и не высказывают намерений распространять радикальный исламизм за пределы своей страны», - отметил Белоглазов.
Он уверен, что снятие с них ярлыка террористической организации – это вопрос времени. Кроме того, проблема увязывается с созданием инклюзивного правительства в Афганистане с участием всех этнических групп, а не только пуштунов, как сейчас, добавил эксперт.
«И если вопрос безопасности таджикско-афганской границы можно эффективно решать в формате ОДКБ, то в целом проблему афганского урегулирования целесообразно рассматривать в рамках ШОС, но с участием Кабула. Тем более что почти все соседи Афганистана уже являются членами ШОС», - резюмировал Белоглазов.