ОДКБ проведет масштабные учения в этом году - они пройдут в Киргизии, Таджикистане, Казахстане и Белоруссии. В последней в начале сентября запланированы сразу несколько маневров: учения с силами оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2025», с силами и средствами разведки «Поиск-2025», с силами и средствами материально-технического обеспечения «Эшелон-2025», учения сил ОДКБ «Боевое братство». В конце того же месяца в Киргизии пройдут командно-штабные тренировки с силами быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона «Рубеж-2025». В октябре военные переместятся в Таджикистан, где отработают свою боеспособность во время «Нерушимого братства – 2025», а формирования РХБЗ и медицинского обеспечения ОДКБ - в рамках учений «Барьер-2025».
Кроме того, пройдут специальные тренировки с органами управления и формированиями сил специального назначения КСОР ОДКБ «Кобальт-2025» в Казахстане. Там же соберутся руководители подразделений органов безопасности, МВД, органов наркоконтроля, внутренних войск и уполномоченных органов в сфере предупреждения и ликвидации ЧС.
Официально заявляется, что цель военных мероприятий - отработка реагирования на кризисные ситуации, обеспечение коллективной безопасности, координация совместных действий по пресечению деятельности террористических групп, нейтрализации угроз со стороны радикальных организаций, отражение внешней агрессии, в том числе отработка совместных оборонительных действий, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Однако главная цель учений все же в демонстрации единства и решимости.
Он добавил, что речь идет о повышении боеготовности. «Любые учения – это возможность для военных отработать навыки, улучшить взаимодействие между различными подразделениями и странами. Также это предупреждение потенциальным противникам - учения могут быть направлены на сдерживание потенциальных агрессоров, демонстрацию готовности к отпору», - отметил эксперт.
По его мнению, ОДКБ посылает сигнал зарубежным партнерам. Проведение учений именно в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Таджикистане может свидетельствовать о приоритетных направлениях деятельности ОДКБ и зонах ее ответственности. В целом учения – это важный инструмент демонстрации силы и укрепления сотрудничества в сфере региональной безопасности, добавил эксперт.
В настоящее время ОДКБ в военном отношении довольно сильная структура, но есть нюансы. В состав ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, однако основу военного потенциала организации составляет российская армия, предоставляя основную часть военной техники и ресурсов. Остальные страны-участницы имеют гораздо более скромные вооруженные силы, часто оснащенные устаревшей техникой, отметил Рахимов. Он добавил, что наиболее боеспособная часть ОДКБ, предназначенная для оперативного реагирования на кризисные ситуации, - КСОР (Коллективные силы оперативного реагирования).
Он упомянул об армяно-азербайджанском конфликте, из-за которого Армения пригрозила выйти из организации.
Также организация, правда, по понятным причинам, не приняла участие в еще одном действующем конфликте с участием России – украинском. «В принципе Устав ОДКБ предусматривает оказание помощи только в случае внешней агрессии против одной из стран-участниц. СВО не подпадает под это определение. Участие ОДКБ в СВО привело бы к прямому столкновению с НАТО. Кроме этого, участие в СВО было бы крайне непопулярно внутри других странах ОДКБ», - добавил эксперт.
Он напомнил, что ОДКБ – это блок с определенным военным потенциалом, но ее эффективность ограничена рядом факторов. «Будущее организации зависит от ее способности адаптироваться к новым вызовам и решать внутренние противоречия», - подчеркнул Рахимов. По его мнению, пока оно выглядит неопределенным. «С одной стороны, организация остается важным инструментом для России в поддержании своего влияния и обеспечения безопасности в регионе Центральной Азии. С другой стороны, нерешительность ОДКБ в кризисных ситуациях подрывает доверие к ней со стороны других стран-участниц», - заявил специалист.
Рахимов также не исключил, что организация будет расширяться. «Теоретически, любая страна, разделяющая цели и принципы организации, может подать заявку на членство. Однако на практике наиболее вероятными кандидатами являются страны Центральной Азии», - отметил эксперт.