ОДКБ
Основная цель - отражение угроз безопасности, а также защита суверенитета государств-участников.
Казахстан формирует отряды теробороны: Астана готовится к войне?
21 май 2025, 11:41
Эксперты объяснили, зачем Токаев разворачивает самую крупную группировку ТРО на границе с Россией.

В Казахстане разработали проект закона «О территориальной обороне (ТРО)». Документ прошел уже два чтения в парламенте. Закон интересен тем, что вводит новые для казахстанской системы обороны понятия: «формирование самообороны» и «доброволец». При этом первые образуют местные органы военного управления в период военного положения и в военное время. При должной законодательной и фактической реализации такие формирования реально могут оказать определенную помощь армейским подразделениям. Целью законопроекта, как заявлено, является «повышение обороноспособности республики. Для этого в каждом из 20 регионов страны будет создана как минимум одна бригада ТРО. Точный количественный состав подразделения не указывается, но отмечается, что в них могут служить в качестве добровольцев иностранцы.
Укрепиться на случай внешней агрессии
Законопроект еще не принят окончательно, но казахстанские медиа и эксперты уже разжигают, отмечая, что на границе с Россией развернут самую крупную группировку ТРО, в нее войдут не менее восьми бригад, в которых могут служить также иностранцы (на границе с Узбекистаном планируется развернуть всего пять бригад, еще четыре - на границе с Китаем, остальные – на границе с Киргизией и Туркменистаном). Более того, сами разработчики в приложении к законопроекту отмечают, что «с учетом военного конфликта на Украине», документ может расценен как подготовка «государства к военным действиям». При этом официально власти Казахстана заявили, что документ не направлен против Москвы.
Он признал, что информация о развертывании на границе с Россией крупной группировки теробороны, состоящей из восьми бригад, вызывает закономерные вопросы.
В то же время аналитик, доцент кафедры политологии Кыргызско-Российского Славянского Университета Елена Гарбузарова убеждена, что не стоит искать в этой ситуации «подводные камни».
По ее словам, принятый документ направлен на своевременное купирование возможных угроз государственной власти и шире - национальной безопасности. Гарбузарова напомнила, что именно январские события 2022 года показали, что Казахстан, являясь одним из самых стабильных государств в регионе, был не готов самостоятельно стабилизировать обстановку в стране. «Та ситуация отчетливо показала, что из-за эффекта неожиданности вооруженные силы страны вовремя не смогли сориентироваться и выполнить свои функции. Интересно, что уже через месяц представители казахстанской общественности предложили сформировать народные дружины для более гибкого реагирования в подобных ситуациях. Смысл принятого закона как раз и заключается в том, чтобы в случае необходимости привлечь к обороне страны внутренние силовые структуры, а также граждан, желающих вступить в добровольные отряды», - добавила аналитик.
Однако Рахимов все же призвал не забывать о многовекторной политике Казахстана, проявляющейся в лавировании между Россией и Западом. Она является сложным и деликатным балансированием интересов. С одной стороны, Казахстан стремится сохранить тесные экономические и политические связи с Россией, являющейся ключевым партнером в рамках ЕАЭС, СНГ и ОДКБ. С другой стороны, страна не может игнорировать интересы западных государств, являющихся важными инвесторами и торговыми партнерами.
Отношения Астаны и Москвы под угрозой?
В то же время Астана признает военную мощь и силу российской армии, о чем недавно казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев заявил публично, обсуждая с европейскими коллегами украинский конфликт.

источник фото: пресс-служба президента Казахстана.
Он уверен, что, несмотря на заявления о стратегическом партнерстве, усиление обороноспособности и диверсификация внешнеполитических связей могут быть восприняты в Москве как отход от союзнических обязательств и стремление к большей самостоятельности. В будущем это может привести к пересмотру формата отношений между двумя странами и возникновению новых вызовов для региональной безопасности, подчеркнул эксперт.
«Внешнеполитическое маневрирование Казахстана – это принцип его внешней политики в рамках многовекторной концепции», - добавила Гарбузарова. По ее словам, подобного поведения на международной арене Казахстан, являясь средним государством, придерживается с момента суверенизации.